Цыганская королева Ляля Чёрная

Цыганская королева, примадонна и легенда театра «Ромэн» Ляля Черная была дочерью цыганской певицы Маши Поляковой и русского барина Сергея Киселева. Ляля росла в имении родственников отца, Бабкино (там часто гостили Чехов и Левитан), а когда отец умер, с утра до ночи пропадала со своей мамой в цыганском хоре: то на репетиции, то на концерте. Она была такой хорошенькой, такой милой, что все называли ее – Лялька.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Она была такой хорошенькой, такой милой, что все называли ее – Лялька.

Это имя приклеилось к девочке раз и навсегда, почти вытеснило родное – Надежда, и стало ее творческим псевдонимом. С 11 лет по вечерам, после школы, Ляля начала танцевать «венгерку» в московских ресторанах. Когда она выходила на сцену, от ее танца нельзя было оторвать глаз. Цыганский хор гастролировал по всей стране, и в Грузии зрители вынесли Лялю на руках на улицу; несли по городу, рукоплеща и громко восхищаясь ее красотой и талантом.

Яншин, Полонская, Маяковский

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в 1930 году открылась студия первого в мире цыганского театра «Ромэн», Ляля пришла туда сразу же. Об огромных заработках в цыганском хоре пришлось забыть, но она пришла служить Искусству…

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Михаил Яншин

Ляля быстро стала примадонной театра, а в зрительном зале все чаще начал мелькать молодой и талантливый артист Художественного театра Михаил Яншин. Незадолго перед этим Яншин пережил сложное время: разрушился его брак с Вероникой Полонской, и это было широкомасштабное, на всю страну, представление. В 1930 году застрелился первый поэт страны, Владимир Маяковский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В предсмертной записке, которая позже войдет в школьные учебники литературы, он написал: «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». Оказалось, что Вероника, или, как все ее называли, Норочка, встречалась с поэтом почти два года, но все не решалась уйти к нему от положительного и успешного мужа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Владимир Маяковский
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Цыганская королева» заставила Яншина забыть о ветреной Норе. Ляля была прекрасна, как экзотическая птица, Яншин – гениален. Они были звездами предвоенной Москвы, и когда шли по улице, влюблено глядя друг на друга,  все оборачивались и перешептывались.

В 1936 году молодые супруги вместе снялись в фильме «Последний табор». Плясунья Ляля в этом фильме спела песню «Бродяга»: «Ой, расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты…». Песня стала народной, а Ляля – признанной певицей. После этого фильма все цыгане Советского Союза начали считать ее своей королевой. Через год Яншина назначили руководителем «Ромэна». Любовь, творчество – жизнь двух больших артистов переплелась еще сильнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Унёс от мужа на руках

Николай Хмелев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В войну «Ромэн» был в эмиграции в Нальчике, туда же на гастроли приехал МХАТ. Вместе встречали  новый 1942 год, была шумная вечеринка. Актер МХАТа Николай Хмелев подхватил Лялю на руки и унес с вечеринки к себе в номер…. Целый год он ходил за ней, сгорал в пламени черных цыганских глаз, но не решался подойти, а тут… они оба как будто сошли с ума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хмелев был замкнутым, сложным, держал душу застегнутой на все пуговицы,  но было в нем что-то такое, из-за чего Ляля предпочла его веселому, праздничному Яншину. Яншин страдал, болел,  уволился из «Ромэна»… но такой это был человек, что остался другом и Ляле, и Хмелеву, а потом даже стал крестным отцом их сына Алеши. В старости он сказал, усмехаясь: «да, жены от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелеву!»

Николай Павлович Хмелев был редким интеллектуалом. Их прекрасная квартира была набита антиквариатом, книгами, картинами, пластинками. По стране ходили слухи: «видели Лялю на вокзале, грязная, с ребенком на спине, гадала пассажирам»,  а Ляля знала наизусть всего Пушкина, в изысканных вечерних платьях ходила на приемы к Сталину. Со своим начальным образованием она уверенно держалась в любом обществе, с ней было интересно даже академикам. Актриса всю жизнь училась, читала, любила стихи, прекрасно разбиралась в музыке. И каждый ее мужчина был вел ее по жизни дальше, помогая стать лучше, интереснее, умнее…

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Заслуженная артистка РСФСР, солистка Московского цыганского театра "Ромэн" Ляля Черная в центре) исполняет цыганские романсы в Театре Эстрады.

Лялино счастье с Хмелевым было недолгим. Он работал на износ, и вскоре после войны круглые сутки репетировал роль Ивана Грозного. Роль никак не давалась,  артист нервничал, раздражался, еще глубже уходил в себя. И вот на генеральной репетиции у него закружилась голова,  он упал и больше не встал. Ляля прибежала в театр, кричала, плакала. Но  горячие цыганские слезы – не живая вода, оживить любимого они не могли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За цыганской звездой

Ляля Чёрная в спектакле «Цыгане».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Артистка осталась одна с сыном. Приходилось очень много работать, ездить на гастроли со спектаклями и концертами. Рядом снова оказался Яншин. Ляля и ее бывший муж попытались начать все заново, но ничего не вышло – жизнь слишком изменила их к тому времени, любовь прошла, ничего вернуть было нельзя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ляля больше не выходила замуж, шла за своей цыганской звездой, торопилась, как будто танцевала бешеный танец. Но у нее всегда были романы, например, она пять лет прожила в гражданском союзе с артистом Евгением Весником. Мужчины сходили с ума по Ляле, бросал свои жизни к ее прекрасным ногам.  Так, работника Военного трибунала Московского военного округа арестовали за то, что он  брал взятки и тратил деньги на Лялю. 

Табор уходит в небо (1976)

А для нее главным было искусство: в 50-х артистка сыграла свою самую звездную роль в «Ромэне» — Грушеньку по «Очарованному страннику» Лескова, до 1972 года играла в театре, снималась в кино. В 1976 году зрители рады были увидеть Лялю в фильме «Табор уходит в небо» в роли старой цыганки.

Те, кто знал Цыганскую Королеву, вспоминают: она не замечала своей славы и всегда оставалась собой. Всегда помогала людям, в 30е-40е годы постоянно собирала посылки на Север (многие ее знакомые были репрессированы), раздавала драгоценности, могла снять с себя пальто и отдать бедно одетой женщине с ребенком.

Эту женщину с горячими глазами и горящим сердцем не могли до конца понять даже мужчины, которые были рядом с ней. Редко зажигаются такие звезды, слишком ярко они сияют…

Фото: Я. Берлинер/РИА Новости, ТАСС, С. Иванов — Аллилуев/ТАСС

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть