«Москва слезам не верит»: прототипом Кати была Фурцева, а Людмилы — домработница

Драматург Черных даже не думал об успехе «сырого» сценария

Однажды столичные власти объявили конкурс на лучший сценарий фильма о Москве. В конкурсе принял участие драматург Валентин Черных: он решил создать историю о подругах-«лимитчицах», потому что эта тема как раз в то время была особенно актуальной. На победу особо не рассчитывал: понимал, что сценарий, написанный второпях, «сырой» и требует доработки, но все же на конкурс отправил. И занял третье место. По факту — первое, потому что два первых не достались никому. Вместе с режиссером Владимиром Меньшовым они доработали сценарий: что-то добавили, что-то вырезали… Когда фильм вышел на экраны, многие зрители задумались: с кого писали образы трех подруг? Были ли реальные прототипы этих женщин — таких разных, но одинаково стремившихся покорить Москву?

Катя Тихомирова — частично Фурцева, частично сам Черных

Если говорить о главной героине, Кате Тихомировой, то ее образ собирательный, об этом как-то Валентин Черных сказал в интервью. При этом многое он взял из биографии Екатерины Фурцевой, тогдашнего министра культуры. Фурцева, как и Тихомирова, тоже училась в химико-технологическом институте на вечернем отделении. И было ей ничуть не легче, чем экранной Кате: первый муж ее бросил, и она осталась одна с маленькой дочкой на руках. И карьера Фурцевой — не подарок с небес, а результат ее огромного трудолюбия и упорства. Но не только Фурцева стала прообразом Катерины. Катерина — это еще и сам Черных, который признавался, что, перебравшись в Москву, долго еще страдал «комплексом провинциала». Когда он познакомился с девушкой, которая позднее стала его женой, то долго стеснялся ей признаться, что живет в общежитии: девушка была москвичкой и имела отдельную квартиру. Именно воспоминания о собственной неприкаянной юности и навеяли драматургу идею написать историю женщины, которая сначала обманывает ухажера, выдавая себя за дочь профессора, живущую в роскошной квартире, а потом обманывает уже другого мужчину, умалчивая о своей высокой должности. Почему он решил сделать главной героиней женщину? Да просто потому, что женщине больше сочувствуют, ей часто приходится тяжелее в жизни, чем мужчине. О том, какие тайные знаки мы увидели в этом фильме, рассказано здесь.

Тоня — собирательный образ

Милая скромная девушка Тоня в исполнении Раисы Рязановой — абсолютно собирательный образ. Таких девушек, выходящих замуж за простых рабочих парней, в те годы в Москве было множество. И жизнь их часто складывалась именно так, как показано в фильме: постоянный упорный труд, долгое строительство дачи, постепенная покупка мебели, дети, потом внуки… Рутина, скука? Для кого-то — да, а для них это была обычная нормальная жизнь. Счастливая, в общем-то.

Людмила — домработница друзей сценариста

Эту женщину Валентин Черных хорошо знал лично, она работала домработницей в семье одного известного писателя, с которым дружил Черных. Молодая женщина, приехавшая из захолустья, страстно мечтала «зацепиться» в столице. В идеале — удачно выйти замуж. Попутчица, с которой она ехала в поезде, посоветовала пойти в домработницы к уважаемым людям. Так она и сделала. А в свободные часы наряжалась по последней моде и отправлялась «на охоту», высматривая перспективных женихов. Об этом она сама рассказывала Валентину Константиновичу, который сумел с ней подружиться и внимательно слушал откровения домработницы. Фраза «Москва — это большая лотерея!» принадлежит именно ей. Девушка активно посещала Ленинскую библиотеку в поисках холостого академика или профессора, ходила на модные концерты и художественные выставки. Даже идея искать богатого вдовца на кладбищах не придумана, а «списана» с этой женщины. И сцена в метро, когда Людмила знакомится с Гуриным, была на самом деле: амбициозная домработница действительно познакомилась в подземке с известным спортсменом, а потом вышла за него замуж, реализовав свою мечту. Кстати, Александр Фатюшин, сыгравший Гурина, удивительным образом повторил судьбу своего героя. И еще один момент: знакомясь с мужчинами, эта дама говорила, что она племянница писателя, у которого жила в домработницах. Как видите, почти ничего не пришлось придумывать: четко выстроенная жизненная философия знакомой домработницы требовала лишь некоторых дополнений, чтобы получился увлекательный сценарий. Именно поэтому «Москва слезам не верит» — максимально правдоподобная и жизненная история, поэтому его так полюбили зрители.

В книге — подробнее

Вдохновившись успехом фильма, Валентин Черных уже гораздо позже написал книгу «Москва слезам не верит», в которой развернуто описал жизнь каждой из трех подруг. Там любознательный читатель найдет удивительные подробности и продолжение некоторых сюжетных линий. Именно в повести драматург доработал сцену, в которой муж Тони, Николай, чудесным образом отыскивает в огромной Москве слесаря Гошу, практически ничего о нем не зная. Благодаря дописанным эпизодам все становится на свои места, «провисание» сценария исчезает, появляется логика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть